понедельник, 19 мая 2014 г.

B8. Речь. Выразительные средства

Задание B8 носит характер фрагмента рецензии , где необходимо вставить на место пропуска то или иное средство выразительности, имеющее место в тексте.

Алгоритм выбора правильного ответа:

  1. Внимательно читаем рецензию.
  2. Обязательно читаем все предложения, указанные в задании, где необходимо вести поиск.
  3. Выявляем определенные заданием выразительные языковые средства (лексические и синтаксические).
  4. Записываем ответ.

Справочный материал (список выразительных средств)
Анафора (единоначатие) — повторение сходных звуков, слов, синтаксических и ритмических повторений в начале строф или близко расположенных фраз :
Остановись! Замри! Прислушайся!
Остановись! Замри! Внимай! (В. Хлебников)
Антитеза — художественное противопоставление образов, понятий, характеров, ситуаций и т.п. "Толстый и тонкий" (А.П. Чехов)
Вопросно-ответная форма изложения — форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы.
Гипербола — художественное преувеличение, суть которого заключается в том, чтобы усилить какие-либо качества или результаты поступков и тем самым эмоционально воздействовать на читателя: Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна (Н.А.Некрасов)
Градация — постепенное, последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности: Муха! Меньше мухи! Уничтожился в песчинку! (Н.В. Гоголь)
Инверсия — художественный прием, нарочитое изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели: бой барабанный вместо барабанный бой.
Ирония — один из видов комического, скрытая насмешка, основанная чаще всего на том, что слово или выражение употребляется в значении, прямо противоположном общепринятому: Хорош, нечего сказать.
Лексический повтор — намеренное повторение в тексте одного и того же слова для того, чтобы обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.(С.А.Есенин)
Литота — художественной преуменьшение: Мальчик с пальчик.
Метафора — скрытое сравнение на основе каких-то признаков, общих для сравниваемых, сопоставляемых предметов или явлений: Горит восток зарею новой (А.С. Пушкин) Перенесение значения по сходству.
Метонимия — замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную связь:
Есть Музей этнографии в городе этом
Над широкой, как Нил, многоводной Невой... (А. Ахматова)
Многосоюзие — такое построение строфы, эпизода, стиха, когда все основные входящие в него логически значимые фразы связаны с одинаковыми союзами, повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения: И ветер, и дождик, и мгла... (И.А. Бунин)
Неполные предложения — предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста. Впереди еще поворот, за ним еще... (Н. Сладков)
Оксюморон (оксиморон) — контрастное сочетание противоположных по значению слов с целью создания поэтического эффекта: Люблю я пышное природы увяданье... (А.С. Пушкин)
Олицетворение — наделение предметов и явлений неживой природы чертами живого существа, человека: Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (М.А. Булгаков)
Оценочная лексика — эмоционально окрашенные слова, содержащие оценку: простофиля, недотепа, егоза, молодец, умница.
Парцелляция — намеренное нарушение границ предложения: Это была "Волга". Пепельная. С московским номером.
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, задается для эмоционального воздействия на читателя: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В. Гоголь) 
Риторическое восклицание усиливает выражение чувств.
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С. Пушкин)
Синтаксический параллелизм — расположение рядом сходных синтаксических конструкций для создания единого поэтического образа. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской... (М.Ю. Лермонтов)
Сравнение — изобразительный прием, основанный на сопоставлении людей, предметов и явлений по их внешнему сходству, по присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам: Радость ползет улиткой. (В.В. Маяковский)
Сравнительный оборот — сравнение, которое вводится в предложение с помощью союзов как, будто, как будто, словно, точно: Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз. (С.Я. Маршак)
Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел... быть может, вы...
Фразеологизмы (крылатые слова) — все виды устойчивых словосочетаний и выражений, которые появились в языке из определенных источников и получили широкое распространение в речи: ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо.
Эллипс — пропуск какого-либо члена предложения: Мужика - за топоры.
Эпитет — художественно-образное определение какого-либо предмета или явления, не только указывающее на какое-то качество человека, но и вызывающее его зримый образ и определенное эмоциональное отношение: мармеладное настроение. (А.П. Чехов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий